[ Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Алабамочка, Анна_де_Бейль  
Форум Хроник Лорда Малфоя » Личный кабинет Малфоя » Вокруг света » Крестражи в мировой литературе и кинематографе

Крестражи в мировой литературе и кинематографе
Слизеринский_ЛовеласДата: Среда, 08.04.2009, 16:31 | Сообщение # 1
Группа:
Администраторы
Сообщений: 178
Награды: 5  +
Репутация:  ±
Замечания:  ±
Статус: За пределами Малфой-Мэнора
Автор: wishmaster (lucii@list.ru)
Кажется, что совсем недавно вышла в свет шестая книга о Гарри Поттере, взбудоражившая умы, но в тоже время кажется, что так давно мы наслышаны о крестражах и их магических свойствах. Тема крестражей – одна из ключевых в романе Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Принц-полукровка», она тесно переплетается с темой о прошлом лорда Волан-де-Морта, и, как могут понять любители поттерианы, будет одной из основных тем предстоящей седьмой книги «Гарри Поттер и роковые мощи».
В предвкушении последней части цикла романов о юном волшебнике, заядлые фанаты начинают перечитывать всю литературу вновь, чтобы отыскать самые малозначительные факты, т.к. всякий факт теперь может сыграть решающую роль в развязке сюжетной линии. Безусловно, все мы задумываемся над предназначением и сущностью крестражей (или хоркруксов) и уже понимаем, что здесь перед нами магия гораздо сложнее и намного страшнее (мантия-невидимка, Оборотное зелье и Карта мародёров – мирно отдыхают по сравнению с ними).
Так что же такое крестраж? Если читать «Принца-полукровку» как научно-популярную книгу по магии с карандашом в руках, то можно по крупицам выискать чёткое определение крестража и его свойства. Крестраж – это магический предмет (одушевлённый и неодушевлённый как ни странно), в который маг вкладывает часть своих сил, отчего неразрывно становится связан с этим предметом сложными магическими узами; как и в результате действия Непреложного Обета, разрыв этих уз между магом и предметом может повлечь смерть первого или частичную потерю сил. Можно выделить 3 ярких особенности крестража, которые, по-моему, очевидны:
1. Прежде всего, им становится вещь, непосредственным образом связанная с магом, который хочет создать крестраж (начиная от ботинка и носка вплоть до фамильной реликвии).
2. Чтобы заключить свою силу (или часть силы) в крестраж, маг должен сначала совершить убийство, чтобы оторвать от себя часть силы (у Дж. К. Ролинг это представлено как разрыв души человека на несколько частей)
3. При уничтожении крестража маг (в лучшем случае) теряет свои силу или часть силы, ну а в худшем – попросту умирает. Тем не менее, чтобы уничтожить крестраж, требуется не менее изощрённая и искусная магия.
В разделе Википедии, посвящённой Гарри Поттеру, даётся следующее определение: «Крестраж — предмет, в котором заключена часть души мага. Чтобы разорвать свою душу, маг должен совершить преднамеренное убийство, поскольку оно является самым тяжким из злодеяний. После этого с помощью какой-то магии (не описанной в романах) часть души заключается в неодушевлённый либо одушевлённый объект».
Что ж, всё очевидно и понятно. Что касается преподобного Волан-де-Морта, то по тексту шестой книги обнаруживаем у него три крестража:
1. Дневник Тома Реддла. Был уничтожен как крестраж во второй книге.
2. Кольцо Марволо Мракса. Было найдено и уничтожено как крестраж в начале 6-й книги Дамблдором, в результате чего его рука осталась парализованной.
3. Медальон Салазара Слизерина. Был выкраден Р.А.Б..
Остальные же 3 крестража Тёмного Лорда до сей поры неизвестны (держим кулаки за Гарри).
Казалось бы, всё сходится, всё в ёлочку, и зачем вообще ворошить эту тему крестражей, когда шестая книга так подробно преподнесла нам свойства этих магических предметов?! Но, бегло пробегаясь по всей мировой литературе (фантастического уклона) от древнегреческих мифов до произведений XX века, нередко вспоминаются подобные предметы, объекты (или субъекты), наделённые свойствами хоркруксов. Казалось бы, обыденная ситуация – Чёрный Маг в каком-нибудь королевстве, чтобы стать бессмертным, вложил часть своей силы, или всю силу, предположим, в меч, и бросил этот меч на дно синего моря. Потом (как всегда) какой-нибудь королевич Елисей отыщет этот меч, уничтожит его, а Маг сотрётся в прах. Типичная сюжетная линия многих сказаний, передаваемых из уст в уста, а ведь образный меч – чем не крестраж?!
Таким образом, можно понять, что тема предметов, в которые волшебниками закладывалась магическая сила, родилась давно.
Пожалуй, первым ярким доказательством того является цикл древнегреческий сказаний о Ясоне, который вместе с аргонавтами по приказу царя Пелия отправляется в Колхиду на поиски золотого руна. Знатоки древнегреческой мифологии сразу вспомнят, что руно охраняла волшебница Медея, дочь царя Колхиды Ээта, в которую бог любви Эрот вселил любовь к Ясону. Когда Медея прибыла к Пелию с золотым руном, то сказала ему, что она является его единственной хранительницей, что без неё руно утратит мощь исцелять и продлевать жизнь, как и она умрёт без силы руна. Как видим, золотое руно и Медея были связаны едиными магическими узами, в руно была вложена сила Медеи, и на огромном расстоянии она смогла предвидеть, что храбрый Ясон едет за ним.
Конечно, до крестража далековато будет, но уже тогда безымянные создатели мифов додумались до сюжета, основанного на вложении мощи мага в какой-либо предмет.

Впервые уже сам крестраж во всей его красе и со всеми его тремя особенностями можно увидеть в русских народных сказках. Тут вспоминается наш известный Иван-дурак, скачущий по лесам и болотам на сером волке в поисках Василисы Прекрасной, заточённой в царствии Кощея Бессмертного. А Кощей оказывается вовсе и не бессмертен: смертушка его спрятана на острове Буяне, на котором растёт дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Если сломать эту иглу, то Кощей умрёт. И чем же не крестраж?! Конечно, не известно, что Кощей делал этой иглой (ведь он выбрал именно этот предмет, наиболее значимый для него, чтобы вложить свою мощь), но, тем не менее, её уничтожение влекло смерть, а пока она оставалось нетронутой – царь Кощей жил в своё удовольствие.
Аналогично, можно размышлять над «Властелином Колец» Дж. Р. Р. Толкиена: а являлось ли Кольцо Всевластия крестражем Саурона? Да, в него были вложены магические силы Чёрного Властелина, перед его созданием он совершил ой как не мало убийств, а уничтожение Кольца вездесущим Фродо повлекло уничтожение Саурона и всех его мордорских слуг. Интереснее обстоит ситуация с назгулами: мы знаем, что это были девять людей, которых из-за жадности и властолюбия поработил Саурон, дав им магические кольца, а после чего обратил в призраков. Назгулы и Саурон были связаны единой магией: они были глазами и ушами Чёрного Властелина, внимали его голосу ежеминутно (и не нужно было посредничество палантира), а прежний их облик людей-королей был утрачен, а сами они являлись формально мертвы. И чем не крестражи?! Саурон вселил свою мощь в этих людей, наделив их своими, «чёрными» и «тёмными» качествами, даровал часть своей силы, и, разумеется, без назгулов Всевидящему Оку пришлось бы худо.
Оттого и можно прийти к выводу, что всё-таки человек или любое живое существо может становиться крестражем. Форсировав просторы Интернета, я наткнулся (как, наверняка, и многие читатели) на интересную версию фанатов: будто сам Гарри и есть крестраж Волан-де-Морта (версия одна из миллиона). Её создатели объясняли это наличием шрама на лбу Поттера, значение которого так и не было толком объяснено мадам Ролинг. Кто-то предполагал, что якобы существует брат Волан-де-Морта, которого тот обратил в свой крестраж (ну это явный бред) – но всё-таки это говорит о том, что версии про людей-крестражей всё-таки охотно принимаются среди читательской публики.
Всякий раз, когда мне приходится рассуждать на эту тему, почему-то сразу вспоминается «Снежная королева» Г.Х. Андерсена. В этом произведении пред нами предстаёт Кай – маленький мальчик, сердце которого было обращёно в ледышку могущественной королевой. Она «вселила» в него свой холод, забрала любовь и все качества человека. Разве в таком случае Кай формально не мёртв как человек?! Насколько мы помним, Герде удалось растопить ледяной сердце Кая, а после этого растаяла и сама Снежная королева. Можно спорить вокруг того, являлся ли Кай крестражем королевы, но все 3 основные особенности на лицо.
А может ли быть крестражем человеческий орган, например, сердце, которое Маг вытащил у себя из груди, вложил часть своей мощи, запечатал в сундук и забросил не весть куда?! Бредово звучит, и вообще мне не пришлось бы даже заговорить об этом, если бы не один фильм. Да-да, «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» - именно так обстоит дело с Дэйви Джонсом (тем ужасным монстром с осьминогом вместо головы), который был наречен в пиратских кругах Морским Дьяволом, и которого так блистательно сыграл английский актёр Билл Найи. Хоть сам капитан «Летучего Голландца» вовсе не был магом, но сердце его по воле судьбы было положено в сундук (это и есть сундук мертвеца), а если бы его удалось уничтожить, то сам Морской Дьявол потерял бы свою дьявольскую силу и погиб. И чем же не крестраж?

Как видим, пройдясь по нескольким вехам фантастической литературы, всё-таки можно обнаружить или сами крестражи или предметы, которые до удивления схожи с ними. Аналогично и с кинематографом. Я уверен, что знатоки жанра фэнтези могут привести ещё десятки примеров того, но это уже не столь важно: главное только понять, что многие великолепные произведения фантастической литературы более или менее схожи друг с другом (в частности – этой самой тематикой магических предметов, хранящих в себе силу мага и влекущих за своим уничтожением его смерть).
Но каково же истинное назначение крестража в произведениях Дж. К. Ролинг как писателя-гуманиста? Ответ прост: что может быть хуже, чем разрыв души на части (ибо душа есть изначально неразрывное и целостное, а расколоть душу – лишиться её такой, какой она была изначально). Возможно, писательница осуждает все преступления против личности, и можно догадаться, что не надо никакой магии, чтобы душа преступника разбилась после совершения злодеяния. Тут и муки совести, внутренние угрызения, психические заболевания. Разве всё это может пережить человек? Конечно, нет. Тот, кто совершил убийство, тоже является убитым как полноценная личность, он становится изгоем. И не случайно и Кощей Бессмертный, и Саурон, и Снежная королева, и Дэйви Джонс и, наконец, сам Волан-де-Морт – персонажи отрицательные, олицетворяющие «тёмную» сторону. И мы никогда не увидим крестражи у светлых деятелей (например – у Гэндальфа или Дамблдора), ведь сама сущность крестража ассоциируется со злом, ненавистью, страданиями и убийством. А убийство – первичный грех среди всех остальных, т.к. никто из людей не имеет право лишить жизни другого человека.


Форум Хроник Лорда Малфоя » Личный кабинет Малфоя » Вокруг света » Крестражи в мировой литературе и кинематографе
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Реклама в чате ЗАПРЕЩЕНА!







На данном сайте присутствуют материалы содержащие в себе графическое и текстовое описание сексуального акта, гомосексуальных отношений, насилие, мазохизм и другие вещи не рекомендованные для просмотра лицам младще 18 лет. Все материалы находятся в отдельных разделах. Если вам еще не исполнилось 18 лет, то мы не рекомендуем посещать данные разделы.
All Harry Potter names and characters belong to JK Rowling, Bloomsbury, Scholastic or Warner Bros. and Росмэн

Хроники Лорда Малфоя © 2024

Сайт управляется системой uCoz